Патриаршие вотчины в России


Патриаршие вотчины в России
– с учреждением патр. все митрополичьи вотчины перешли к нему и стали называться П. В. Они сложились в особый юридический институт в связи с окончательным закреплением крестьян, совпавшим по времени с учреждением П. Земли, отданные крестьянам, считались принадлежащими кафедре; с этих же пор земли отошли крестьянам на праве вечного владения; кафедра не могла ни удалить их с земли, ни отнять ее у них. Вместе с тем государство стало распоряжаться ими в своих интересах: так, уложение 1649 г. приказало взять на государя, т. е. причислила к общему тяглу, П. вотчины, которые были вблизи или сошлись дворами с посадами. П. В. увеличивались в объеме пожалованиями царей, вкладами по душе, покупкою и присоединением к патриарш. дому мон. с их вотчинами. К концу XVII в. во владении П. кафедры было до 9.000 душ крестьян; для управления ими патр. Филарет учредил особый дворцовый патриарший приказ, который во время "междупатриаршества" действовал от имени и по указу царя, в остальное же время от имени и по указу патриарха. Он считался равным другим приказам; его состав был такой же, как и других: 1) дворецкий, избиравшийся из государевых бояр или П. дворян и монахов и назначавшийся обыкновенно царем, а иногда и патриархом, 2) дьяки, товарищи дворецкого, однако бывшие у него под началом и исполнявшие всю письменную работу; 3) стряпчие, бывшие посредниками между приказом и другими приказами по делам П. вотчин и их крестьян; наконец, 4) подьячие и 5) пристава, назначавшиеся все, кроме дворецкого, патриархом. С 1630 г. приказ стал исключительно ведать П. вотчины во всех отношениях. В административном отношении П. вотчины делились на 1) домовые, 2) вотчины домовых мон. и 3) вотчины, отдававшиеся в поместье П. дворянам. Земля 1) домовых вотчин называлась четвертной и делилась на десятинную, обрабатывавшуюся для П., и крестьянскую. Десятинной землей управляли особые посельские старцы из монахов; крестьянскими же землями управлял мир, или сход, выбиравший старосту сельского и волостного бурмистра. Крестьяне за свою землю платили патриарху подати. П. кафедра принимала беглых крестьян и не особенно удерживала на своих землях крестьян, желавших перейти, так как в податном отношении вся крестьянская земля была разделена на выти, заключавшие определенное количество земли, и потому было безразлично П. кафедре, со скольких крестьян идет плата за выть. Раскладка этих податей было делом мира, за исправностью платежей следили выборные за круговой их порукою, утверждавшиеся в должностях дворцовым П. приказом. Кроме того, для надзора посылались кафедрой особые приказчики из П. "служебных дворян". Земли 2-х вотчин домовых мон. разделялись также на крестьянские и монастырские, часть которых обрабатывалась в пользу мон., часть в пользу причтов и была занята церковными постройками Третья часть П. вотчин раздавалась дворянам за службу в поместья. Поместными делами ведал П. разряд, назначавший и отбиравший поместья, и приказ, следивший за отбыванием службы с них, производивший в поместьях суд и др. Звание П. дворян было наследственно; в их число поступили все митрополичьи бояре и дети боярские, не ушедшие на государств. службу, иногда к патриарху назначались служилые люди, принимались самими патр. посторонние лица. Общее число их при патр. Адриане было 200 чел. С 1609 г. они стали считаться на государственной службе. От местных П. чинов помещики были независимы, лишались они своих поместий только за неявку на службу или за совершение важных преступлений. Общее количество денежных доходов патриарха с вотчин доходило до 30 тыс рублей в год; из них окладных (оброк и др.) до 7 тыс., неокладных (сборы с промыслов) до 22 тыс. рублей. Сборы взимались старостами и целовальниками с 1) десятинных земель и хозяйств при них, 2) с земли, находившейся в тяге крестьян, плативших за нее денежный или хлебный оброк, 3) с оброчных статей – амбаров, домов, лесов, и 4) с промышленных заведений-мельниц, рыбных ловель и друг. В судебном отношении П. вотчины составляли независимый от других судебных органов государства особый судебный округ. Все лица, подчиненные патриарху, еще с 1651 г. были подсудны во всех делах приказу. Первой инстанцией были настоятели в вотчинах домовых мон. и приказчики в домовых П. вотчинах; второй, апелляционной был приказ. До 1642 г. иски посторонних лиц вчинялись только 3 раза в году – 1 сентября, на Рождество и Троицу. В 1701 г. заведование патриаршим домом и дворцовым приказом перешло от местоблюстителя Стефана Яворского к боярину Мусину-Пушкину, стоявшему во главе монастырского приказа. Таким образом патр. приказ стал подчинен мон. приказу; только с учреждением коллегии и закрытием монастырского приказа дворцовый снова стал самостоятелен, но это продолжалось всего лишь с 1720 г. до февраля 1721 г., когда он был окончательно закрыт. С 1702 г. по 1719 г. в нем не было должности дворецкого, со времени падения значения патриаршего приказа стало уменьшаться количество вотчин, котор. стали приписывать к другим учреждениям, продавать и раздавать. В 1708 г. значительная часть их отошла ко вновь учрежденным губерниям, к 1708 г. оставалось всего 5405 дворов в Московск. губ. Увеличение налогов способствовало убыли населения в вотчинах, к 1714 г. осталось населенными 4338 дворов. В 1701 г. были отданы разным лицам и изъяты из ведения приказа все промышленные учреждения, запрещено было посылать для управления имениями посельских старцев. Домовые патриаршие мон. остались в ведении приказа, но значительная часть их была закрыта. С 1701 г. патриарших дворян стали брать на царскую службу, и в конце концов они слились со служилыми дворянами царя. Приказчиками в вотчины стали назначаться дворяне, негодные к государственной службе; служба их была очень тяжела. Крестьянам стало еще хуже, ибо они не были в состоянии платить всех податей и налогов; приказчики увечили и били их. Крестьяне были отданы в полную собственность казне, которая распоряжалась ими без всякого контроля. Все сборы с них, собиравшиеся с принудительной круговой порукою, отдавались в приказ, который себе оставлял незначительную часть, а большую отдавал в другие приказы. В 1721 г. патриарший приказ был окончательно уничтожен, и дальнейшая судьба патриарших вотчин тесно связана с историей нового Св. Синода.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Смотреть что такое "Патриаршие вотчины в России" в других словарях:

  • Патриаршие вотчины в России — Так как русский патриарх заменил собой митрополита, то на него перешли и все средства содержания последнего, в том числе и обширные вотчины, которыми владели митрополиты всероссийские (см. Митрополичьи вотчины в России). Теперь они стали… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Патриаршие дворяне — см. Патриаршие вотчины в России …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Патриаршие крестьяне — см. Патриаршие вотчины в России …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Патриаршие домовые монастыри — (раньше митрополичьи) так назывались монастыри, находившиеся на землях, принадлежавших не им самим, а митрополичьей, впоследствии патриаршей кафедре. Часть этих монастырей русские митрополиты получили после епископов владимирской и суздальской… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Церковные недвижимые имущества в России — появляются, вероятно, сейчас же по принятии Владимиром христианства. Может быть, даже церкви владели недвижимыми имуществами и раньше при Ольге, например. Принимая христианство от греков, русские естественно устанавливали у себя и греческие… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Приказы патриаршие — отчасти существовали, вероятно, еще при митрополитах, отчасти возникли с учреждением патриаршества; исчезли с уничтожением последнего. П., подчиненные патриарху, были: 1) патриарший разряд, или патриарший духовный П.; под этим именем существовал… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Патриаршество в России — было учреждено при царе Феодоре Ивановиче в 1589 г. Еще с XV века, со времени митрополита Ионы, зависимость русской церкви от константинопольского патриарха была только номинальной. Покорение Константинополя турками уменьшило власть патриарха. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Патриарший дворцовый приказ — см. Патриаршие вотчины в России …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИОАСАФ I — Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. № 440. F.IV.764) Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. № 440. F.IV.764)(† 28.11.1640), патриарх… …   Православная энциклопедия

  • Чиновники архиерейские светские — Некоторые церковные учреждения Византии, перенесенные на Русь после принятия ею христианства, испытали здесь более или менее существенные изменения. В греческой церкви при епископах, митрополитах и патриархах образовался с течением времени целый… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.